Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь
Всё мне ясно стало теперь
Столько лет я спорил с судьбой
Ради этой встречи с тобой

Леонид Дербенёв “Разговор со счастьем”

Поведение большинства алкоголиков асоциально, поэтому проблема алкоголизма, своей важностью, простирается далеко за пределы личной сферы каждого. Нет универсального решения для алкоголизма, но личный опыт трезвых людей, научившихся справляться с этой болезнью, может принести пользу — даже если всего лишь немногим, всегда найдется хотя бы один человек, кому он поможет.

Употреблять алкоголь я начал ещё со школы. Мне нравилось пить и довольно скоро я заметил за собой особенность пить много, и настолько часто, насколько было возможно. К 50-ти годам вся жизнь моя представляла длительный запой, перемежающийся короткими промежутками трезвости.

Невозможность контролировать употребление меня всерьёз начала беспокоить в середине 90-х годов прошлого века. Где-то в глубине сознания иногда проскакивала мысль о том, что чудесной формулы безопасного употребления не существует и когда-нибудь придётся сделать выбор между жизнью и алкоголем. Возможно. Когда-нибудь. Но не теперь, не здесь и сейчас. И я продолжал эксперименты с несгибаемой настойчивостью естествоиспытателя-энтузиаста.
Обратился, однако, за помощью в Сообщество Анонимных Алкоголиков. Но, увы, оказалось, что Анонимные не учат правильно пить, а в словах поддержки и понимания я не нуждался. Пришлось искать ещё четверть века волшебную формулу, уже самостоятельно.

В книге “Анонимные Алкоголики” (стр. 183) большинство зависимых отнесено к “образовательной разновидности”. Им помогают Шаги, собрания, служения на группах, общение и время. Не мой случай. У меня изменения в личности имели характер яркий и внезапный. Не “благодаря” и не “вопреки”, просто всё сошлось в одно время и в одном месте. Разрушились и создались именно те нейронные связи, которые и были нужны.

Так получилось, что попав в реабилитационный центр, не по своей воле, я оказался беспомощен в контроле над тем, чем управлять не было ни единой возможности. Это удручало не меньше лишения свободы.
Совет же одного хорошего человека “отпустить контроль” за тем, над чем контроля нет, оказался весьма кстати, хотя и представлялся малореальным в силу своей неконкретности. Но я попробовал. Получилось! Момент ясности наступил!
Как получилось — нет слов описать. Но были эмоции, была эйфория и чёткое осознание того, что новая, трезвая жизнь началась.

Я сидел здесь… ел маффин… пил кофе… проигрывал ситуацию в голове…
… и вдруг произошло то, что алкоголики называют “момент ясности”.

I was sittin’ here eatin’ my muffin, drinkin’ my coffee,
replayin’ the incident in my head,
when I had what alcoholics refer to as a moment of clarity.

Диалог Винсента и Жюля в кафе, к/ф “Криминальное чтиво” (Pulp Fiction), 1994

Анализируя свой опыт употребления алкоголя, могу сказать, что этот Первый шаг мой похож на шаг с одного небоскрёба на другой. Между ними бездна. Разбиться можно было на любом зигзаге “американских горок” зависимости. Случайно выжил. Иллюзии разрушены окончательно. Особенно та, что алкоголик может научиться пить. Нет, и ещё раз Нет! Ни времени, ни желания продолжать эксперименты.

В Большой книге (“Анонимные алкоголики”) есть несколько мест, с которыми я не согласен. Но одно из них хочется выделить особо. Там, где нужно было поставить “плюс” — поставили “минус”. Речь идёт об эгоизме—эгоцентризме (Selfishness—Self-centeredness) (стр. 60) как корне проблем алкоголиков.
Между эгоцентризмом и эгоизмом нельзя ставить знак равенства.
Детская эгоцентричность мировосприятия — вполне естественный, но лишь симптом зависимости, устраняемый естественным же “взрослением” личности после устранения контакта с аллергеном.
В отношении же эгоизма, это как раз то, чего мне, как алкоголику, всегда не хватало. Очень не хватало.
Древние стоики считали, и с ними я полностью согласен, что “корысть” является эффективным рычагом. Работа с базовыми человеческими потребностями, питаемыми исключительно животной корыстью, всегда приносит положительные результаты. А ограничение, обуздание, морализирование — порождают реактивное сопротивление и загоняют проблему вглубь психики. Эгоизм, разделённый на “здоровый” и “нездоровый” — химера.
Для алкоголика трезвость прежде всего выгодна и полезна, а потом уже и всё остальное…

В заключении хотелось бы отметить, что необходимых качеств (принципов) для выздоровления не много. Всего три, и они незаменимы: “Готовность, честность и непредубеждённость” (Willingness, honesty and open mindedness) (АА, стр. 184) Ну и собрания очень важны. А остальное — дополнительные инструменты, опциональные.

Visits: 98

Один комментарий к “Этот трудный, долгий и важный шаг”
  1. Я тоже ощутила момент ясности. И новое виденье. Я-то трезвела полтора года и срывалась. Но думала, что первый шаг пройден. И в тот момент… как упала завеса заблуждений.
    Насчёт эгоизма и инвентаризации я не могу принять для себя, как изложено в АА. При самоинвентаризации мы пристрастны по отношению к себе. И в книге дан ориентир, который и воспринимается основой. Но психика, характер, эмоции, чувства гораздо шире. Кажется, в АА на прохождение 4 шага следует смотреть только с определенного ракурса…
    Спасибо! И отличные цитаты!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *