“Я выдуман напрочь” Е. Летов

В книге “Анонимные Алкоголики”, которую принято считать основой одноимённого Содружества, есть глава, посвященная атеистам и агностикам. Увы, но мне довелось прочитать её целых шесть раза. Четыре чтения были частью работы со спонсорами, когда я, вооруженный то ручками, то карандашами, то цветными маркерами, на полном серьезе выделял фрагменты текста, пытаясь понять смысл. Один раз мне вздумалось изучить эту главу самостоятельно, и еще один, последний, чтобы написать эту статью.

И вот какой вывод я сделал: никогда, ни при каких обстоятельствах я больше не прочитаю ни одной строчки из четвертой главы так называемой Большой Книги. Ничто не заставит меня снова погрузиться в эту пучину безграмотности, подмены понятий, отрицания, предубеждений и противоречивых доводов, которые не выдерживают никакой критики. Мне совершенно не хочется даже думать о том, что там написано. Мне не хочется писать о четвёртой главе, цитировать ее, приводить контраргументы, однако безумно жаль времени, что я провёл за изучением этого недоразумения. И чтобы не отнимать у тебя, дорогой читатель, время, вместо предисловия, обозначу финальную мысль данного текста:

Я не могу представить ни одного разумного человека, кому книга “Анонимные Алкоголики” может помочь обрести Бога. Но если в целом это произведение народного творчества имеет некую практическую ценность, то глава “К Агностикам” способна нанести серьезный эмоциональный ущерб. Поэтому единственное, что можно посоветовать атеисту в сообществе – всячески избегать эту часть Большой Книги.

Это все, что нужно знать о четвёртой главе. Без неё шансы на успешное прохождение программы значительно увеличиваются. С ней же рухнут все иллюзии о том, что программа нерелигиозная, а Бога можно понимать, как угодно.

Но если вы атеист или агностик, и по какой-то причине обзавелись наставником, который молится на каждое слово в Большой Книге, я искренне вам сочувствую. Главы “К Агностикам” вам не избежать. Я помню, как во мне умирала последняя надежда на то, что программа Анонимных Алкоголиков несет в себе какой-либо разумный смысл, когда мы с моим первым спонсором делали первые шаги.

Мне повезло – я докопался до сути и нашел рациональное зерно в двенадцати шагах. Отчасти это стало возможным благодаря тому, что с остальными своими наставниками я старался пропускать мимо ушей содержание четвертой главы. Надеюсь, эта статья даст вам некое понимание происходящего и позволит пройти программу вопреки всему религиозному бреду.

Это все о Боге

Как я уже говорил, глава “К Агностикам” лишает нас возможности интерпретировать программу. В ней четко сказано, что вся книга Анонимные Алкоголики написана о поиске Бога с большой буквы. Да, того самого Бога, который присутствует в монотеистических религиях, является причиной всего, ставит условия для собственного поиска, имеет свободную волю и личное отношение к определенным людям. Такая постановка вопроса не оставляет шансов атеистам, потому что мы неспособны представить этакое существо. Оно просто не вписывается в реальность ни по одному параметру.

Поверь или умри

Все начинается с категоричного заявления, что алкоголизм излечивается только путём приобретения определенного духовного опыта. Что же это за путь? Спонсор скорее всего попросит вас открыть приложение номер два в конце книги. Оно так и называется: «Духовный опыт».

Начинается приложение хорошо. Нам обещают, что перемены в жизни, скорее всего, будут происходить постепенно. Торопиться нам некуда, нужно, чтобы произошло усвоение информации. Но если вы думаете, что эта информация как-то связана с психологическими характеристиками, личностными качествами или навыками трезвой жизни, то я вынужден вас огорчить. Суть духовного опыта составляет осознание некоей Силы, которая никак с нами не связана и гораздо могущественнее, чем мы сами. Это Она меняет наше отношение к жизни. Это Осознание Бога даёт нам возможность меняться, и без Него у нас ничего не получится.

Авторы книги подчеркивают, что любой алкоголик, как показывает их опыт, может поверить в Бога. Ну а тот, кто этого не делает, просто находится в плену у своей нечестности, нетерпимости, воинствующего отрицания и предубеждений. Таким образом нам, Атеистам и Агностикам АА, плюют в лицо в первый, но не последний раз.

Некоторые наставники, желая сгладить острые углы, выдергивают из этого приложения фразу о том, что желание, честность и непредубежденность – это основные качества, необходимые для выздоровления. Но если смотреть в контексте, данный тезис также относится исключительно к поиску веры в Большого Сверхъестественного Бога.

Вернувшись к четвёртой главе, мы еще не раз встретим утверждения о том, что смысл программы двенадцати шагов заключается в поиске осознанного контакта с Высшим Разумным Существом. И если Атеист или Агностик не сможет поверить в невообразимого сверхдоминанта, он обречен.

Тебя нет…

При этом возможность существования людей, которые просто неспособны придумать себе Бога, отрицается с фанатичностью, достойной средневековья. Нам пытаются доказать, что это легкий выбор, и что необходимость Высшей Силы совершенно очевидна. Нас пугают неизбежной смертью, пытаются пристыдить тщеславием. Нам обещают решение всех проблем, хотя, по сути, снова и снова пытаются доказать, что нас нет.

Этот момент мне, как атеисту со стажем в АА, всегда был непонятен. Как можно доказывать наличие невидимого друга, опровергая существование человека, которому смотришь прямо в глаза? Я пытался найти свою Высшую Силу. Честно, без предубеждений, как мог. Но сколько бы мне не доказывали, что меня нет ни в окопе, ни в падающем самолете – я все равно есть.

Я есть!

Давайте проведем мысленный эксперимент. Представьте, что вас приковали наручниками к столу. Грязные стены без окон давят на вас. Голова раскалывается, во рту сухо, а сердце готово выскочить на каждом ударе. Вы не помните, как попали сюда, но знаете, что это очень скверная история, в которой главная роль отводится вашему алкоголизму. Вам стыдно и гадко.

Тут в комнату заходит человек и протягивает вам очищенную морковку. Он говорит, что это банан. Он настаивает на том, что нужно поверить в этот банан, ведь это ключ к свободе. Но поверить надо искренне, иначе наручники не откроются, а вы умрете от жажды.

И вот вы закрываете глаза и пытаетесь представить, что на столе банан. Только пахнет он, как морковка. И на вкус тоже морковка. Хруст, вкус, плотность – все говорит о том, что это морковка. Сможете ли вы убедить себя в том, что вам дали банан?

Атеист не сможет. И когда ему дают концепцию Бога, которая выглядит, как сказка, пахнет, как сказка, а на вкус отдает полнейшим бредом, он быстрее погибнет, чем поверит.

Но мы знаем, что вы чувствуете!

Нет! Судя по тому, что написано в четвёртой главе, ни один из авторов книги Анонимные Алкоголики не был атеистом. Они, конечно, могут утверждать, что причисляли себя к таковым, но их слова явно описывают людей, способных на мистическое мышление. Верующих, обиженных на религиозные организации, возмущенных несправедливостью мира и сомневающихся, что их примут в светском обществе.

А кто это сделал?

Ключевым аргументом, доказывающим отсутствие атеистов, выступает постановка вопроса о том, что у вселенной должен быть создатель. Мол, даже безбожники спрашивают себя: кто является автором звездного неба?

Да, большинство атеистов трепещут перед сложностью реальности, но мы не задаемся вопросом о том, кто создал этот мир. Для нас эта формулировка является следствием антропоморфизма. Антропоморфизм – это наделение человеческими качествами тех, кто не является человеком. Он свойственен большинству религиозных систем и характерен для ранней стадии развития ребенка. Атеисту интересно, как устроен мир, а не кто его устроил.

Но авторы четвёртой главы настаивают на том, что такой вопрос должен стоять. Они говорят, что если вселенной не нужен Бог, чтобы объяснить её существование, значит жизнь возникла из ничего, бессмысленна и никуда не движется.

Меня всегда поражала абсурдность данного тезиса. Отрицать движение жизни, её развитие, сложность и многообразие просто потому, что у неё нет создателя? Обесценивать великолепие природы только за то, что в основе не лежит ничего похожего на человеческие представления о разумности? Утверждать, что имеешь личный контакт с конструктором бесконечности? Не это ли верх тщеславия?

Атеисты и агностики – это мы

Есть и другие признаки глубочайшего непонимания атеистического взгляда на жизнь. Я не буду приводить цитаты и рассматривать бред, который несут нам первые члены Содружества. Скажу только, что Атеисты и Агностики – это мы, и нам незнакомо желание объяснять все самым простым, но не соответствующим реальности, способом.

Предрассудки – это не про нас. Нам хочется узнавать, каким образом устроен мир, а не придумывать его устройство. Мы отрицаем, что человеческий разум является последним словом, альфой и омегой, началом и концом всего сущего. Мы признаем ограниченность своего ума. Возможно, поэтому мы и неспособны поверить в Бога, ведь нам известно, как часто мозг сочиняет истории, которые не соответствуют действительности.

Ну а когда нас вынуждают задаться вопросом, кто создал этот мир, мы идем дальше и спрашиваем о том, кто создал создателя. И если двигаться этим путём, в конце все равно будет пустота.

Разумные доводы

Но самая отвратительная часть главы “К Агностикам” – это место, где нам пытаются предоставить разумные доводы. Они так нелогичны, что ведут к полнейшему разочарованию в интеллектуальных способностях авторов книги. Читаешь и думаешь, ну как можно в трезвом уме такое написать? Это же чистой воды наркомания.

В основе рационализации веры лежит утверждение, что нельзя отказываться от новых теорий. Нам говорят, что технические достижения современного мира подтверждают ограниченность наших представлений. Никто не думал, что человек сможет летать. Никто не верил, что Земля круглая, и вращается она вокруг Солнца, а не наоборот.

Но люди продолжали мечтать, и в своих детских мечтах они совершали открытия. Первооткрыватели верили в то, во что никто до них не верил. И на этой ноте нам тоже предлагают отказаться от старых представлений и поверить… в самую древнюю теорию за всю историю человечества! Нам предлагают поверить в то, что тысячелетиями ограничивало возникновение новых идей. Суют в лицо мистическое мышление. Выдают симптомы лёгкой формы шизофрении за здравомыслие.

Ой, всё!

Можно ещё долго ковырять эту “мертвую лошадь”. Я лишь попытался передать основные моменты, тогда как практически каждая строчка четвёртой главы свидетельствует о безграмотности, предвзятости и нетерпимости авторов к атеистам. Они пользуются подменой понятий, искажают факты, лицемерят и нарушают все логические принципы, которые только возможно. Глава “К Агностикам” – это оскорбление для любого человека, считающего себя разумным.

Что это значит?

А значит это только то, что в Содружестве вы будете встречать людей, которые никогда вас не поймут, если вы атеист. Они будут нарушать логические законы, говорить вам, что вас нет, обвинять в упрямстве, обещать скорую гибель. Просто не верьте и держитесь от них подальше. Не пытайтесь их полюбить или добиться их расположения. Шагайте на здоровье. Программа без Бога работает не хуже, и многие атеисты АА уже доказали это.

И, пожалуйста, не читайте четвертую главу книги “Анонимные Алкоголики”. Берегите свою психику.

P. S.
Напоследок приведу цитату, которую считаю единственной правдой в четвёртой главе:

“Много раз мы, беседуя с новым человеком, замечали, как у него появлялась надежда, пока речь шла о проблемах алкоголиков и пока мы объясняли задачи нашего Содружества. Но как только речь заходила о духовных проблемах, особенно когда упоминался Бог, лица слушавших вытягивались…”

Не теряйте надежды, ведь атеисты тоже выздоравливают.

Visits: 71

Один комментарий к “Меня нет… (К Агностикам)”
  1. Спасибо за текст.
    В тексте АА имеются противоречия, например в большой книге есть предложение: “АА не является религиозной организацией”, (далее в предложении перечисляются сколько представителей разных конфессий посещают АА), и я уже не помню есть ли в списке там агностики и атеисты.
    Согласно началу этого предложения слова бог не должно быть упоминаться, тк слово бог употребляют именно в религиозных организациях.
    Затем там есть место где делается вывод: (своими словами) что безбожники считают самих себя богами 🙃, далее полностью уничижается разум человека безбожника, а потом идёт вообще хинея что у верующих в бога есть представление о жизни, а у тех кто себя богами считал его вообще нет.
    Слушаю 4:ю главу я всегда прихожу в ужас от высокомерия и уничижения и моего и интеллекта других членов, которых уважаю. Если бы не атеисты и агностики , которых я я встретила в группе в 1999 году когда пришла в АА за помощью, было бы сложнее думаю трезветь. В начале в АА я робко и расплывчато пела в унисон про бога, не хотела “отрываться от коллектива”, боялась, потом надоело врать. Никогда не считала себя никаким богом, как пишется в главе 4, для меня жизнь любопытна, люблю познавать, учиться. Отношусь с уважением к науке, которая не стоит на месте, признавая ошибки в поиске новых решения. Самое страшное что может случиться это оставить новичка невыслушанным, неподдержанным требуя от него делать так “как написано” – искать бога.
    И я знаю некоторых, которые не пришли в АА по причине мелькающего на каждой странице бога, они погибли. Но никак не могли купиться на фразу “КВ” и “Бог как каждый его понимает”.
    А атеисты выздоравливают, ещё как!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *