Один из популярных спикеров Содружества Анонимных Алкоголиков любит рассказывать случай, который произошел на одном из собраний. Вот что он говорит:

В штатах на группу пришел новичок. Физик-математик. Слишком умный для самого себя.

На вопрос о Боге физик ответил, что не верит в сверхъестественное. Однако если нужна концепция высшей силы, он выразил готовность взять за основу третий бином Ньютона. В ответ его попросили не портить Ньютону имя, а после собрания провели разъяснительную работу. Опытный участник группы поинтересовался, знает ли новичок об Альберте Эйнштейне.

Физик ответил, что ему это имя хорошо известно. Тогда “Старогвардеец” спросил, знает ли уважаемый новичок, что Эйнштейн считается одним из самых умных людей, живших когда-либо на этой планете.

С этим утверждением новоприбывший член АА также согласился, после чего ветеран выздоровления добил физика своей мудростью. Он спросил: знает ли наш атеист, что Эйнштейн верил в Бога, и не считает ли он себя умнее самого умного человека на земле?

Известный в узких кругах спикер не говорит, что именно физик ответил “старогвардейцу”. Надеюсь, он был сдержан, потому что тезисы старожила группы, мягко говоря, хромают. И дело даже не в нарушении формальной логики. Люди, у которых нет разумных доводов, часто ссылаются на авторитетность известных лиц. Дело в абсолютном незнании обсуждаемого вопроса. Разговоры о верующем Эйнштейне равносильны утверждению, что Анонимные Алкоголики спаивают своих членов, иначе они бы не называли себя алкоголиками.

Альберт Эйнштейн часто употреблял слово бог. Однако это означает лишь то, что человек использовал определенное слово, и ничего не говорит о том, во что он верил. И если вдумчиво почитать работы Эйнштейна, а не выдергивать его слова из контекста, можно увидеть интересную картину действительно атеистического мировоззрения.

Ещё будучи ребёнком, Альберт разочаровался в общепринятой идеологии достижения материального благополучия. Он видел, как люди участвуют в бесконечной гонке, чтобы набить желудок. Жестокость этого процесса, прикрытая лицемерием и красивыми словами, не понравилась будущему ученому, потому что в ней не было ничего, что могло удовлетворить человека разумного.

Выход Эйнштейн видел только в религии. И хотя он был сыном совсем нерелигиозных родителей, традиционная машина воспитания захватила на время его разум.

Впрочем, уже в возрасте двенадцати лет чтение научно-популярных книжек привело Альберта к убеждению, что в Библии многое просто не может быть верным. Вот что он пишет:

“Следствием этого было прямо-таки фанатическое свободомыслие, соединенное с выводами, что молодежь умышленно обманывается государством; это был потрясающий вывод. Такие переживания породили недоверие ко всякого рода авторитетам и скептическое отношение к верованиям и убеждениям, жившим в окружавшей меня тогда социальной среде. Этот скептицизм никогда меня уже не оставлял, хотя и потерял свою остроту впоследствии, когда я лучше разобрался в причинной связи явлений”.

Однако, отказавшись от сказок, Эйнштейн продолжал держаться за идею религии разума, в которой нет места слепой вере. В статье “Сократовский диалог” он говорит, что если что-либо противоречит реальности, то нам не следует искать удобную причину, а необходимо пересматривать полностью свои возможности и взгляды. Более легкий путь не означает правильный, а реальность существует вне зависимости от нашего к ней отношения.

Религия Альберта Эйнштейна – это ощущение таинственности, которое лежит в основе наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. По мнению великого учёного, способность воспринимать красоту мироздания, постигая его скрытую суть, делает человека по-настоящему живым.

Также Эйнштейн считал, что смысл религии заключается в её идеальных представлениях о том, к чему следует стремиться. В своем эссе “Наука и религия” физик говорит:

“Научный метод может научить нас только, как факты связаны друг с другом и обусловлены друг другом. Стремление к такому объективному знанию является самым высшим, на которое человек способен, и вряд кто-нибудь заподозрит меня в желании преуменьшить героические достижения человечества в этой области. Но в то же время ясно, что знание того, что есть, не открывает дверь к открытию того что должно быть. Можно иметь самое ясное и полное знание о том, что есть, и в то же время быть не в состоянии вывести из этого, что должно быть целью наших человеческих устремлений”.

Такая позиция делает религию Эйнштейна неотъемлемой частью его научного воззрения. Поиски ответов на вопросы устройства мира наполняются смыслом. Они служат развитию человечества в целом. Делают лучше каждого, кто пытается раскрыть взаимоотношение средств и целей с помощью интеллекта.

С возрастом физик начинает относиться с пониманием к иудейско-христианской традиции. Он находит в ней прочное основание для устремлений и оценок. “Если отвлечься от ее религиозной формы и взглянуть просто на ее человеческую сторону, – пишет Эйнштейн, – можно было бы, вероятно, сформулировать ее так: свободное и ответственное развитие индивидуума, такое, чтобы он мог свободно и с радостью поставить свои силы на службу всему человечеству”.

Однако идею бога, как некоего сверхсущества, обладающего разумом, волей или эмоциональным отношением к чему-либо, Эйнштейн отрицал до самой смерти. Антропоморфный характер высшей силы он воспринимал, как следствие несовершенства человеческой природы. По его мнению, люди придумывают богов, чтобы избавиться от страха. Навязывая моральные ценности, они пытаются создать безопасное пространство для существования ценою собственного разума.

Бог Эйнштейна не имеет ничего общего ни с одной концепцией бога в том виде, в котором это слово принято употреблять. Это скорее метафора, выражающая трепет человека перед космическим пространством. Попытка передать идею осознания бесконечной Вселенной одним маленьким человеческим мозгом. Эту мысль можно увидеть в цитате:

“Религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством, не ведающим ни догм, ни бога, сотворенного по образу и подобию человека. Поэтому не может быть церкви, чье основное учение строилось бы на космическом религиозном чувстве. Отсюда следует, что во все времена именно среди еретиков находились люди, в весьма значительной степени подверженные этому чувству, которые современникам часто казались атеистами, а иногда и святыми. С этой точки зрения люди, подобные Демокриту, Франциску Ассизскому и Спинозе, имеют много общего”.

Такой взгляд на бога никак не может вписаться в программу Анонимных Алкоголиков. Высшая сила Эйнштейна не слышит молитв, не видит людей, не дарит подарков. У неё нет ни воли, ни чувств, ни понятий. Она существует как истина, которая не зависит от человеческого мнения, и отдельные люди для неё – всего лишь пылинки в бескрайних просторах космоса. Бог Эйнштейна – это высший порядок и гармония.

Выходит, что утверждение о вере Эйнштейна – это всего лишь проявление неосведомленности. И если вы встретите человека, который попытается записать одного из величайших умов планеты в ряды религиозных последователей, советую воспользоваться отрывком из письма физика учителю из Чатсуэрта, мистеру Рейнеру:

“С точки зрения иезуитского священника, я, безусловно, всегда был и остаюсь атеистом. Антропоморфные концепции применительно к тому, что не относится к человеку, — по-детски наивны. Нам надлежит смиренно восхищаться гармонией устройства этого мира — насколько мы способны постигнуть его. И не более того”.

Visits: 40

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *