Жаль подмога не пришла, подкрепленье не прислали.
Что ж, обычные дела – нас с тобою н…
группа “Х… Забей”

В Сообществе нам дают свободу выбора собственного божества. Даже когда я называю себя атеистом, мне всё равно предлагают во что-нибудь поверить. Не важно: хоть во вселенную, хоть в дверную ручку, хоть в макаронного монстра. Главное, чтобы не остался безбожником.

Но зачем?

Нафига козе баян? Если я атеист, значит, скорее всего, просто не способен поверить в сверхъестественное. И сколько бы меня не пытались убедить, что Бога программы двенадцати шагов можно понимать, как мне захочется, веры у меня не прибавится. 

Я – атеист. Высшую эфемерную силу мне понимать совершенно не хочется просто потому, что с реальностью она не имеет ничего общего. В моей системе координат Бог находится между барабашкой и Бугименом. Вымышленный персонаж на букву “Б”, не более того.

 А может я не прав?

Мне нравится выражение Сократа: “Я знаю, что ничего не знаю”. На мой взгляд, данная позиция позволяет иметь открытый разум, что приводит к наилучшему пониманию мира. Именно поэтому я долго искал в Сообществе хоть какую-то реальную причину для обретения веры в бога собственной интерпретации. Я прислушивался к людям, делал всё, что они говорят, придумывал объяснения, притворялся, агитировал других и честно искал хоть какой-то отклик в своём сознании, но всё это не давало ровным счетом ничего. Ничего, кроме опыта, который привел меня к выводу, что для трезвости Бог не нужен. Как бы я его ни понимал.

Ветераны выздоровления, конечно же, могут возразить. Мол, ты ничего не добьешься, если будешь верить в себя. Тебе нужно что-то, что сильнее твоей болезни. Наука ничего не может, если дело касается алкоголизма, и только чудо способно вернуть тебе здравомыслие. Называй себя атеистом, а в качестве бога можешь взять любовь, но без этого ты не пройдешь программу, а значит шансы на трезвость у тебя резко падают.

Убедительно? Возможно, но только не для атеиста, ведь мы, безбожники, ориентируемся на факты и логику. Факты говорят о том, что в невидимого друга мы всё равно не поверим, а логикой здесь и не пахнет, потому что в данном случае происходит подмена понятий.

Разобраться в этом вопросе досконально мне помогла лекция Шона Кэрролла “Не бог весть какая теория”. Физик, космолог и автор нескольких научно-популярных книг предложил взглянуть на существование бога, как научную теорию. Он разделил божественные концепции на три группы: пассивную, активную и эмерджентную (концепцию сложной системы). И если смотреть на вопрос присутствия Высшей Силы в программе с этой точки зрения, становится понятно, каким образом ветераны выздоровления меняют шило на мыло, предлагая нам верить в законы природы, вселенную или абстрактные понятия.

Итак, три концепции Бога для алкоголика.

Первая, пассивная, соответствует своему названию. В ней Высшая Сила выступает в роли первопричины, основы мироздания и необходимой сущности. Здесь алкоголикам-атеистам разрешено верить в естественный отбор, химическую основу жизни, нейронауки и космологию. И хотя в литературе Сообщества часто встречаются рассуждения о нелепости подобных взглядов, максимум, с чем сталкивается безбожник, это усмешки алкоголиков-креационистов.

А вот с двумя другими концепциями все гораздо сложнее. Дело в том, что вся программа заточена под активное участие Бога, ведь именно он своей волей избавляет пьяниц от пагубного пристрастия. Вся книга “Анонимные Алкоголики” написана про активную концепцию Высшей Силы, которая творит чудеса, слушает молитвы, дарит подарки, заботится и управляет нашими жизнями.

Но вот в АА приходит атеист, и ему предлагают воспользоваться эмерджентной концепцией невидимого друга. Здесь и происходит подмена понятий, потому что данная концепция подразумевает бога, как риторическую систему. Космос, добро, физика, реальность – все это можно рассматривать, как великую силу. Но у этой силы никогда не возникнет личного отношения к чему бы то ни было. У нее нет мозга, порождающего эмоции, страхи, желания и побуждения.

Напротив, глобальность и неопределенность эмерджентной системы только вскрывает экзистенциальные проблемы человека. Если верующие люди решают вопросы смыслов, целей, одиночества и смерти, доверяя свою жизнь активному Богу, то атеист может только глубже провалиться в необъятное пространство бессмысленной бесконечности вселенной. Или растеряться, если в качестве силы более могущественной выступает абстрактное добро, любовь и прочие понятия, не имеющие чёткого определения вне контекста.

В итоге сценарий прохождения шагов атеистом вполне предсказуем. Отчаявшийся алкоголик, который к тому же не способен поверить в сверхъестественное, приходит на собрание. Там ему предлагают пройти “простую программу действий”. Какой-нибудь счастливый трезвый алкоголик любезно соглашается провести по шагам новичка, несмотря на его атеистическое мышление. Они сразу договариваются, что Бога можно понимать, как угодно. Главное, готовность признать хоть какую-то силу, которая может вернуть здравомыслие.

Так два алкоголика начинают читать “Большую Книгу”. Предисловие, мнение доктора, история Билла, все вроде бы хорошо. Но тут дело доходит до главы “К агностику”, и у атеиста возникает первое желание ударить спонсора, потому что более предубежденного отношения к своим взглядам он еще не встречал. Лишь отчаянное положение заставляет проглотить обиду и двигаться дальше.

Первый шаг сомнений обычно не вызывает. Если человек пришёл в АА, он, скорее всего, уже признал свою проблему. Второй тоже пройти удаётся, потому что насчёт силы все решено.

Проблемы, обычно, возникают во время прохождения третьего шага. В этом месте спонсор предлагает как следует поразмышлять над концепцией Бога, пытаясь наделить неопределенную Силу человеческими качествами. Он начинает задавать, мягко говоря, странные вопросы. Какая Она – Вселенная или Любовь? Что она может, что не может, и как относится к сбитому с толку атеисту?

В этом месте безбожник, скорее всего, начинает жалеть, что не ударил своего наставника, когда эта мысль посетила его в первый раз. Но, стараясь быть последовательным, он все же позволяет втянуть себя в эту игру и послушно отвечает на вопросы. Да, пусть бог будет любящим и заботливым. Пусть он лучше знает, что мне нужно, только давай уже поскорей покончим с этим.

А дальше идет молитва третьего шага. Атеист встает на колени и обещает невидимому другу быть исполнителем его воли. Спонсор искренне радуется тому, что в мире стало на одного порядочного человека больше. Атеист тоже рад, ведь представление закончилось, и можно больше не сдерживать улыбку. Все обнимаются и заходят в четвертый шаг. И вот тут начинается самое интересное.

Бесстрашная инвентаризация самих себя подразумевает суровый анализ прошлого. Воспоминания неприятных моментов жизни – вещь тяжелая. Признание своих ошибок тяжелей вдвойне. Провалившись в особо эмоциональный эпизод того, что было, безбожник обращается к спонсору, и тот советует вспомнить молитву третьего шага. Якобы, напомнить себе о принятом решении препоручить свою жизнь чему-то большему.

И вот стоит атеист на коленях и вглядывается в холодный космос, пытаясь найти там поддержку. Он обижен, зол и напуган. Ему как никогда нужна помощь, а перед ним простирается бесконечное ничто.

Не трудно догадаться, что дальше. Редкий безбожник проходит этот путь до конца. На тех же, кто сорвался, “испытавшие духовное пробуждение” трезвые алкоголики вешают ярлык в виде цитаты из Большой Книги: “этот человек просто не хотел или не мог быть честным сам с собой”. Только в этом и заключается основная проблема – атеисту врать самому себе гораздо сложнее, чем верующему.

Здесь ветераны выздоровления вновь могут возразить. Они укажут на тот факт, что в программе всё-таки есть люди, которые неспособны верить в сверхъестественное, однако прошли по шагам и остались трезвыми. 

Да, есть. И это доказывает, что для прохождения программы Бог совершенно не нужен. Инструменты Анонимных Алкоголиков самодостаточны без сказочного персонажа на букву “Б”.

Самоидентификация с огромным Сообществом, поддержка других людей, собрания, шаги, передача опыта – все это работает и без участия сверхдоминанта.

Простое разрешение атеисту быть собой укрепит доверие и позволит искать вместо бессмысленных концепций то, что реально работает. Работает и спасает жизни безоговорочно. 

Просмотров: 13

Один комментарий к “Простите, пожалуйста, но всё-таки Бог”
  1. “Космос, добро, физика, реальность — все это можно рассматривать, как великую силу. Но у этой силы никогда не возникнет личного отношения к чему бы то ни было. У нее нет мозга, порождающего эмоции, страхи, желания и побуждения” – вот я и нашла чётко выраженное МОЁ мнение =)
    Силу из Звёздных войн я лучше понимаю, чем ту, что предлагает Программа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *